Прорвало трубу: что делать, и кто виноват?
Поломка водоснабжающей, отопительной и канализационной систем – это чрезвычайное происшествие, виновником которого может быть, как управляющая компания, так и жильцы недвижимости. Прежде, чем начать выяснять, кто обязан компенсировать причиненный ущерб и отремонтировать поломку, нужно проделать ряд определенных действий по устранению потопа. Что делать если прорвало трубу в квартире, куда обращаться и какие документы заполнять – мы рассмотрим далее.
Оглавление
Алгоритм действий
Так как предугадать подобное происшествие и подготовиться к нему невозможно, многие собственники квартир просто теряются и не предпринимают никаких действий относительно устранения источника затопления.
Что делать если прорвало трубу отопления в квартире? – все довольно просто. Нужно выполнять следующие рекомендации специалистов:
- Перекрыть кран, отделяющий батарею или разводку отопительной системы квартиры от общего стояка. В большинстве случаев этот кран устанавливается рядом со счетчиками на воду. После его перекрытия напор воды больше не будет поступать в трубы квартиры, а потому потоп будет устранен.
- Позвонить в ЖЭК и вызвать сантехника. Этот вариант актуален только для рабочего дня. В выходной день лучше звонить в аварийную службу. Нужные номера телефонов можно увидеть в квитанции об оплате услуг по водоснабжению, телефонном справочнике, а также часто они есть на специальных информационных стендах в подъезде.
- Переместить все ценные вещи и технику, как можно дальше от прорванной трубы. В первую очередь это касается включенной техники, которая может вызвать замыкание и даже пожар.
- Попытаться устранить или минимизировать течь самостоятельно.
Специалисты различают следующие два вида прорыва:
Небольшая течь
После того, как прорвало трубу отопления, владелец квартиры может самостоятельно устранить протечку. Для этого нужно:
- найти кусочек резины (можно использовать част резиновой перчатки или жгута);
- найти хомут для стягивания или небольшой кусок проволоки;
- далее, необходимо приложить резину на протекающее отверстие в трубе и зафиксировать все проволокой или хомутом.
Вышеуказанное устранение протечки способно помочь только на короткий промежуток времени, после, нужно обязательно вызвать мастера и отремонтировать трубу. Если в результате самостоятельного ремонта и последующего бездействия произойдет более сильный прорыв трубы, то вся ответственность за аварию будет возложена на владельца недвижимости.
Вода под большим напором
В случае сильной аварии и течи, устранить поломку значительно сложнее, однако попытаться все же возможно. Для этого нужно:
- найти, как можно больше плотной ткани;
- в месте, где прорвало трубу в квартире, нужно намотать ткань в несколько слоев.
Остановить подобным методом протечку не получится, однако это поспособствует уменьшению напора воды.
Если во время мелкой течи пострадает только личная квартира, то более серьезная авария может привести к затоплению соседей. Так, как за трубы, расположенные в самой квартире несет ответственность хозяин недвижимости, то компенсация за случившееся будет возложена на него. В некоторых случаях, когда канализация и водопровод являются совместной собственностью УК и владельца, оплата ущерба делиться на пополам.
Затопили соседи сверху: что делать?
Довольно часто прорыв трубы становиться проблемой не только виновников чрезвычайного происшествия, но и соседей, проживающих ниже. В частности, это касается серьезных аварий.
Как реагировать владельцу квартиры у которого прорвала труба, мы уже рассмотрели, теперь давайте ознакомимся с алгоритмом действий соседей, которых заливает вода:
- Первое, что нужно сделать – отключить технику, расположенную в зоне затопления, а также отключить свет полностью, потому как вода часто задевает электропроводку, выключатели и розетки.
- Важно убрать из этого места технику, мебель и остальные ценные предметы.
- Далее нужно обязательно оповестить о происходящем соседей и попросить их немедленно устранить поломку и перекрыть воду.
- Если соседей нет, тогда нужно звонить руководителю управляющей компании и просить срочно выслать аварийную службу и отключить воду в подъезде.
- Случившуюся аварию нужно обязательно зафиксировать, а акте о затоплении (составляется специальной комиссией), а также прикрепить этот документ фотографиями и видео. На основании акта будет проводиться судебное слушание и назначаться размер взыскания.
Во время заполнения акта нужно обязательно зафиксировать следующую информацию:
- время и дата происшествия;
- время и дата заполнения акта;
- причина затопления (важно детально описать, что произошло у соседей);
- последствия чрезвычайного происшествия;
- описание пострадавшей части квартиры и имущества;
- подписи всех членов комиссии, в том числе и владельцев обеих квартир.
Уже на основании акта проводится специальная экспертиза, в которой указывается перечень пострадавших элементов и стоимость их восстановления. Заказать эту услугу можно в частной фирме. Ее стоимость может составить от 2-3 тыс. и до 10 000 рублей.
Кто виноват?
Если прорвало трубу отопления и из-за этого владельцы затопили соседей, важно сразу определить кто виноват?
Регулируют этот вопрос следующие нормативные бумаги:
- статья 290 ГК РФ;
- статья 36 ЖК РФ;
- ПП РФ №491.
Согласно положениям, указанным в этих нормативных документах, управляющая компания несет ответственность за:
- прорыв основных стояков (горячая, холодная вода, канализация, отопление);
- прорыв отопительной системы (только в том случае, если владельцы недвижимости не совершали замену батарей самостоятельно);
Владельцы квартиры несут ответственность за прорыв:
- труб в самой квартире;
- кранов;
- смесителей.
Также владельцы будут нести ответственность за перелив ванной, раковины и т.д.
Итак, если случается поломка труб, которые являются общей собственностью дома, то вся ответственность за происшедшее возлагается на управляющую компанию. Если же потоп случился из-за неграмотного пользования канализацией самими владельцами, то оплачивать компенсацию и ремонт будут они.
Бесплатная консультация по телефону
Москва, Московская область: +7 (499) 455-04-42
Санкт-Петербург, Ленинградская область: +7 (812) 603-46-96
Задать вопрос в онлайн режиме